Каждый год торговая сеть «Пятерочка» все сильнее и сильнее втягивается в процесс цифровой трансформации операционных процессов. За счет комплекса IT-решений «Пополнение» и «Спрос» будет автоматически прогнозироваться величина спроса на товары, и на базе этого будет производиться расчет заказов на пополнение распределительных центров и магазинов.
Что такое потребность пополнения в магазине?
Речь идет о расчете необходимости пополнять ассортимент товаров в той или иной торговой точке. Данный показатель должен быть оптимальным, чтобы не перегружать склад магазина, но при этом и не оставлять полки пустыми, обеспечивая удовлетворение нужд покупателей.
За счет совместного внедрения систем «Пополнение» и «Спрос» удастся увеличить остаточный срок годности продукции, а также обеспечить быстрое наполнение полок и оптимизировать объемы закупок. Показатели будут меняться в зависимости от ряда факторов:
- Сезонность.
- Товарооборот конкретной торговой точки. В зависимости от места, где находится магазин этот показатель будет отличаться в большую или меньшую сторону в сравнении с другими точками.
- Спрос на определенные товары.
- Предстоящие праздники и иные события. Обычно перед праздниками люди приобретают в разы больше продуктов.
- Акции на те или иные товары. То есть, например, в период скидок определенной продукции нужно завозить больше, чтобы для покупателей товар по акции был доступен.
- Цена. В зависимости от колебаний стоимости того или иного товара будет меняться и спрос на него. Если сегодня люди готовы покупать сыр по 465 рублей за кг, то завтра они откажутся приобретать его за 680 рублей.
Это обеспечит IT-решение «Пополнение»?
Программа «Пополнение» направлена на создание заказов на весь товарный ассортимент в более, чем 16 тыс. магазинах, а также более, чем на 50 логистических объектах. Горизонт планирования при этом составляет до 12 недель.
На текущий момент в ассортименте каждого из магазинов торговой сети «Пятерочка» представлено свыше 5500 наименований товаров. Все они проходят 18 видов цепочек поставок. За счет системы сквозного планирования удастся объединить данные и бизнес-процессы 6 дирекций компании.
Модель продукта «Спрос» основана на особой аналитике на базе свыше 200 показателей и признаков. К ним относят:
- Эластичность.
- Эластичность цен.
- Продажи.
- Ассортиментную матрицу.
- Остатки.
- Конкурентную среду.
- Рекламные акции и PR-кампании.
Система осуществляет ведение аналитических операций по чекам с целью определения отсутствия товаров на полке по часам, а также для того, чтобы восстановить историю продаж. Это увеличит точность прогноза модели. В качестве важной отличительной особенности системы выступает ежедневное обновление прогнозов с учетом реальных данных. Это влияет на показатель доступности товаров на полке и на гибкость всей цепи поставок.
Нововведения предполагают использование технологии с элементами искусственного интеллекта и машинного обучения. При этом разработка ведется с применением гибкого продуктового подхода.
Таким образом, предлагаемые нововведения должны улучшить, как скорость удовлетворения покупательских потребностей, так и работу управляющих магазинов, супервайзеров и менеджеров по закупкам. Специалистам не придется больше проводить сложные расчеты, потребуется просто вбивать в систему актуальные данные. Остальное программа рассчитает самостоятельно.